Поиск гугл

Аквапланирование.

 

Аквапланирование 1Аквапланирование — эффект возникающий при прохождения на большой скорости колесом автомобиля участка дороги покрытого водным слоем. При этом водный слой не успевает выдавливаться из пятна контакта шины с поверхности дорожного покрытия.

Колесо приподнимается и теряет контакт с дорожным покрытием. Автомобиль теряет управляемость.

Чем под большим числом колес возникает эффект аквапланирования тем ниже управляемость автомобиля, вплоть до полной ее потери.

Не следует путать потерю управления автомобилем при аквапланировании и эффекте скольжения на мокрой дороге. При таком скольжении (особенно в начале дождя когда слой пыли на дорожном покрытии не успевает смываться и выполняет роль смазки) сохраняется некоторая управляемость. Это оставляет возможность маневрирования.

При аквапланировании управляемость теряется полностью. Причем электронные системы безопасности при этом не работают.

Для возникновения аквапланирования достаточно наличия на дороге слоя воды толщиной от нескольких миллиметров до сантиметров и ряда определенных факторов.

Факторы способствующие аквапланированию.

1. Скорость —  прежде всего.

Аквапланирование наиболее вероятно при скорости свыше 90 км/час. Но при наличии ряда факторов эта скорость может быть и Аквапланированиениже. Вот эти факторы.

2. Состояние шин.

Чем больше износ шин тем выше вероятность возникновения аквапланирования.

Если шина новая то вода при наезде успевает выдавливаться из пятна контакта через глубокие канавки (ламели) протектора. При изношенном протекторе шина соприкасается с водой всей своей поверхностью и небольшая глубина канавок не позволяет воде быстро покинуть пятно контакта. Действие такой шины можно сравнить с дествием водной лыжи.

Так называемые «дождевые» шины изготовляются с рисунком протектора способствующим более быстрому выдавливанию воды из пятна контакта, но об этом позже.

3. Состояние дорожного покрытия.

Если поверхность трассы абсолютно гладкая то риск аквапланирвания повышается так как при возникновении в пятне контакта водного слоя толщиной хотя-бы в несколько миллиметров сцепление колеса с покрытием теряется сразу и полностью. При наличии крупнозернистого дорожного покрытия разрыв сцепления требует более толстого водного слоя.

4. Состояние подвески автомобиля.

Неисправные амортизаторы и изношенная подвеска повышают риск возникновения аквапланирования.

5. Недостаточное давление в шинах.

Низкое давление в шинах увеличивает площадь пятна контакта, что препятствует быстрому выдавливанию воды из него.

6. Наличие выкатанной колеи на дороге.

Вода, прежде всего, скапливается в колее и слой ее может быть значительно толще чем на остальной дороге.

7. Вес автомобиля.

Чем легче автомобиль тем быстрее возникает аквапланирование.

Аквапланирование. Действия водителя при его возникновении.

Основной фактор или причина аквапланирования это скорость. Но это не единственная причина. Чем больше собирается таких причин тем выше вероятность и ниже скорость его возникновения. У легкого автомобиля с изношенными шинами и подвеской, недостаточным давлением в шинах аквапланирование может возникнуть уже на скорости около 70 км/час.

Первое, что необходимо сделать для предупреждения аквапланирования или при его наступлении — снизить скорость.

Но при возникновении аквапланирования тормозить нельзя так как неизбежен занос из-за потери сцепления с дорогой части колес или возобновления сцепления части колес при прекращении аквапланирования. Причем вероятность заноса при торможении у переднеприводных и полноприводных автомобилей выше.

Допускается только плавное торможение двигателем. Для этого достаточно перед лужей или при преодолении ее плавно отпустить педаль газа. Скорость плавно снизится, что позволит прекратить аквапланирование или избежать его.

Скорость необходимо снизить не только перед преодолением лужи, но и в дождливую погоду. Особенно в темное время суток.

Лужи, по возможности, лучше объехать или пропустить между колесами.

Необходимо тщательно следить за состоянием дорожного полотна, учитывая большую вероятность возникновения аквапланирования на гладкой дороге и наличие на ней колеи заполненной водой.

В дождь опаснее совершать обгон. Это связано с ухудшением видимости и возможности следить за состоянием дороги, а также со значительным повышением скорости при обгоне.

Особенности руления при аквапланировании.

При возможности аквапланирования или его возникновении колеса необходимо выпрямить. Руль держать прямо и крепко, обхватив руками в районе 10 и 14 или 9 и 15 часов (по аналогии с циферблатом часов). Это позволит удержать его при соприкосновении колес с дорогой. Кроме того прямой руль поможет избежать рыскания и заноса автомобиля возникающего при возобновления сцепления вывернутого колеса с дорогой.

Если лужу приходится преодолевать на повороте делать это надо, по возможности в два приема. Сначала, повернув автомобиль и дав ему нужное направление перед лужей, выставить колеса прямо, пересечь лужу и завершить поворот после ее преодоления. (См.рисунок)

Аквапланирование.Предоление лужи на повороте

Ошибки водителя при возникновении аквапланирования.

Является ошибкой попытка водителя при аквапланировании выровнять автомобиль как при обычном заносе, компенсируя занос поворотом руля.

В этом случае при касании колесом дорожного покрытия неизбежен рывок в сторону, что может повлечь выезд на полосу встречного движения или на обочину. А то и опрокидывание автомобиля.

Занос при встрече вывернутого колеса с дорогой при аквапланировании будет значительней заноса при обычном скольжении. Нельзя, также, прибавлять газ для компенсации заноса в переднеприводном автомобиле.

Допустимо только плавное торможение двигателем.

Торможение системой тормозов при аквапланировании может не только увеличить занос, но и заглушить двигатель.

Аквапланирование и шины.

Состояние протектора значительно влияет на вероятность возникновения аквапланирования.

Категорически не рекомендуется эксплуатировать шины с глубиной протектора менее 3 мм. Но даже при глубине протектора 5 мм. аквапланирование может возникнуть на скорости на 30% меньшей чем при использовании новых шин. То есть при скорости 70 км/час против 100 км/час при новых шинах.

Пониженное давление в шинах также способствует возникновении. аквапланирования. В этом случае пятно контакта шины с дорогой шире, вода труднее выдавливается в стороны и процесс возникновения аквапланирования начинается со средины пятна касания.

На рисунке ниже отображено пятно контакта шины при преодолении водного слоя на скорости 80 км/час при пониженном и нормальном давлении в шинах.

Аквапланирование и давление в шинах

Аквапланирование на скорости 80 км/час при пониженном и нормальном давлении в шинах

 

Не стоит возлагать большие надежды и на дождевые шины. Наличие их даст выигрыш лишь на несколько километров, а не десятки километров в час. Существенной роли это не играет.

Дождевые шины следует воспринимать как фактор облегчающий преодоления последствий возникновения аквапланирования, а не избавляющий от его возникновения.

Ни один автомобиль на любой модели шин на скорости 100 км/час не преодолеет водяной слой толщиной 15-20 см. без аквапланирования.

Наличие дождевых шин не должно отражаться на поведении водителя.

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Google