Поиск гугл

Сигнал SOS или спасите наши души? Часть 2.

( Начало в часть 1. )

Сигнал SOSТак возник сигнал SOS —  международный сигнал для судов терпящих бедствие.

Моряки, со свойственной им фантазией, стали трактовать сигнал SOS как аббревиатуру английской фразы «Save Our Souls», что в переводе и значит «Спасите наши души». Кроме трактования «Спасите наши души» были и другие — «Save Our Ship» — «Спасите наш корабль», «Send Our Succour» — «Пошлите нам помощь», «Swim Or Sink» — «Плыть или тонуть». Русские моряки сигнал СОС расшифровывали как «Спасите от смерти».

3 ноября 1906 года на конференции была подписана Международная радиотелеграфная конвенция, устанавливающая единый международный сигнал бедствия для радиосвязи на море — SOS. Сигнал должен был приниматься вне всякой очереди. Все другие сигналы были отменены.

Некоторое время компанией Маркони и другими компаниями применялись отмененные сигналы бедствия, но, постепенно, сигнал SOS занял определенное конвенцией положение. Этому способствовали многочисленные примеры эффективного его использования, в том числе и потерпевшим крушение «Титаником». Благодаря принятому другими судами сигналу SOS были спасены пассажиры и члены команды «Титаника» в количестве 705 человек, которые успели высадиться в спасательные шлюпки.

Эффективность радиосвязи на море была доказана. И в 1914 году была принята Международная конвенция по охране человеческой жизни на море, предписывающая обязательное оборудование радиостанциями всех судов заграничного плавания, если на них находилось более пятидесяти человек. Допускались исключения только для мелких судов и судов удаляющихся от берега не более чем на 150 миль. Судам предписывалось иметь две радиостанции — главную и аварийную. Аварийная радиостанция должна быть оборудована независимым источником питания, работающим не менее шести часов. Вклад  конвенции в дело спасения на море невозможно переоценить.

Со временем все большее распространение радиосвязи на море вызывало загруженность эфира и было зафиксировано немало случаев, когда из-за этого возникали помехи в приеме сигнала SOS, или «Спасите наши души», как расшифровывали его моряки.

В этой связи в Вашингтоне в 1927 году состоялась Международная радиотелеграфная конференция, внесшая большой вклад в дело спасения на море.

На ней, впервые, была установлена единая аварийная волна составляющая шестьсот метров и единая международная частота бедствия 500 килогерц.

Для исключения помех на частоте бедствия запрещались все передачи, кроме передачи сигналов бедствия, на ближайших с ней частотах от 485 до 515 килогерц.

Конференцией были установлены «минуты молчания» , — промежутки времени от 15 до 18 минут и от 45 до 48 минут каждого часа , когда все радиостанции должны прекратить передачу и прослушивать международную частоту бедствия.

Для судов и самолетов имеющих радиотелефонные станции конференция установила голосовой сигнал бедствия, звучащий как «Мейдей». На французском языке эта фраза означает «помочь мне». Она должна передаваться на частоте 2181 килогерц.

В 1929 году в Лондоне на очередной конференции по охране человеческой жизни на море был расширен перечень морских судов на которых должны быть установлены радиостанции. Ими оснащались все пассажирские суда вместимостью более чем 12 человек, осуществляющие заграничные плавания и грузовые суда вместимостью более чем 1600 регистровых тонн.

Совершенствовались прием и передача сигналов бедствия. Для вводящихся на судах автоматических радиоустройств по приему сигналов бедствия, так называемых автоалармов, был введен специальный сигнал бедствия. Он состоит из двенадцати тире, длиней обычных в 4 раза. Промежутки между тире составляют 1 секунду. При приеме такого сигнала автоаларм включает сигнал тревоги.

Дальнейшим развитием методов подачи сигналов бедствия явилось оснащение судов автоматическими податчиками сигналов бедствия. При приведении их в действие в автоматическом режиме передаются сигналы из двенадцати тире для автоалармов, сигнал бедствия SOS, позывные судна и его координаты.

Широкое распространение автоматические податчики сигналов бедствия получили после Второй мировой войны.

В 1948 году расширен перечень судов на которых должны быть установлены автоматические податчики сигналов бедствия и введен перечень судов, которым предписывалось иметь переносные аварийные приемопередющие радиостанции. Эти радиостанции должны работать не менее 4 х часов, быть плавучими, водонепроницаемыми и противостоять ударам. Эти меры увеличивали возможности для спасения на море пассажиров и экипажей морских судов.

В связи с успехами в освоении космоса появилась возможность применения спутниковых методов отслеживания и передачи сигналов бедствия, как на суше, так и при спасении на море. Но это тема для другого разговора.

Таким образом мы видим, что международный сигнал для судов терпящих бедствие SOS не является аббревиатурой английской фразы «Save Our Souls», что означает «Спасите наши души». Это даже не буквосочетание, а радиокод,  имеющий только одно, строго определенное значение.

 

Спасите наши души. В. Высоцкий

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Google